Качество жизни и качество образования. Опыт регионов

Авторы

Опубликовано в 2014 г.

Наш специальный корреспондент по Приволжскому федеральному округу А.В. Кудряшов побеседовал о качестве жизни и качестве образования с профессором, заместителем директора по повышению квалификации Чебоксарского политехнического института МГМУ (Университет машиностроения), действительным членом Академии проблем качества, лауреатом общественной премии имени И.А. Ильина, руководителем регионального комитета Всероссийской организации качества «Качество образования» Олегом Гавриловичем Волковым.

А.В. Кудряшов (А.К.): Олег Гаврилович, что такое, на ваш взгляд, «качество жизни»?

О.Г. Волков (О.В.): «Качество жизни» — самые модные, часто провозглашаемые с любой трибуны слова. Каждый вкладывает в это понятие что-то свое, так изначально и не договорившись о его определении и составляющих. В своем вузе я преподаю несколько предметов, но главным является «Управление качеством». Поэтому еще 10 лет назад я решил найти ясное толкование понятия «качество жизни». В основе моей интерпретации лежит широко известная модель «Пирамида потребностей Маслоу». Мною предложена пирамида-близнец — «Пирамида качества жизни». Каждый уровень потребностей в пирамиде Маслоу соотносится со своим слагаемым качества жизни: физиологические потребности зависят от качества окружающей среды, потребности в безопасности определяются качеством государственного устройства, социальные потребности — качеством гражданского общества, потребности в уважении — качеством культуры народа, потребность в самореализации — качеством творческой личности. Таким образом, качество жизни — это личное отношение каждого индивидуума к природе, государству, обществу, делу и смыслу жизни.

А.К.: Что необходимо сделать, чтобы качество жизни в нашей стране существенно улучшилось? И верите ли вы, что качество обязательно станет национальной идеей России?

О.В.: Чтобы качество жизни в нашей стране улучшилось, необходимо запустить, как это было в Японии, государственную программу пропаганды и обучения по качеству и для детей, и для высшего руководства предприятий на всех государственных телевизионных каналах и основных интернет-порталах, на всех предприятиях, во всех учреждениях. Верю ли я, что качество станет национальной идеей России? Конечно же верю, потому что сам что-то делаю в этом направлении. Это касается в первую очередь образования трех моих сыновей и обучения студентов нашего вуза. Также я работаю по проекту развития детей дошкольного возраста и старше. А.К.: Какие современные методы менеджмента качества вы пропагандируете, и есть ли к ним практический интерес? О.В.: Компании, которые несмотря ни на что развиваются, — это действительно компании-лидеры, они сильны за счет умелого применения инструментов и методов концепций TQM (Всеобщее управление на основе качества) и Lean («Бережливое производство»). Ведь эти методы и инструменты основаны на здравом смысле, и все-таки есть руководители, которые успешно применяют их. Правда, это относится к компаниям, которые выросли фактически с нуля, пройдя все круги российского экономического ада. И вот они не просто слушают, но и слышат нас, позитивно отзываясь на интересные предложения о сотрудничестве.

Что же касается бывших советских предприятий, ставших жертвами рейдерских захватов, чаще всего совершаемых тихо и внешне цивилизованно — путем выкупа акций, то здесь практически безвыходная ситуация. Новые владельцы, которых подконтрольные им же средства массовой информации почему-то называют топ-менеджерами, не знают ни рыночного менеджмента, ни административного управления. Их главная формула деятельности — ОПТИМИЗАЦИЯ. Я пришел к ужасному выводу: как только провозглашается модернизация под знаменами оптимизации, она становится программой «убийства» организации путем отсекания небольшими долями (как медленное убийство Наполеона малыми дозами мышьяка).

А.К.: На примере европейского или японского предприятия можно увидеть, что рабочий выполняет стандартную работу, обеспечен качественными комплектующими и инструментом, оборудование работает без простоев, налажены планирование и логистика, любое отклонение от нормы рассматривается как «нетипичная ситуация» с быстрым решением проблем и информированием высшего руководства. Все службы и руководители (включая высшее руководство) «крутятся», чтобы наладить эффективную работу. На наших же предприятиях ситуация бывает иной. Кто хотя бы несколько лет отработал в производстве на «обычном» отечественном предприятии, тот знает, что можно начать работать на два часа позже из-за отсутствия комплектующих и ошибок в планировании, можно начать смену с «разбраковки комплектующих», снимая людей с линии.

И при этом если получается брак, то виноваты будут рабочие, мастер и начальник цеха, «система» же останется ни при чем. Вами разработана концепция «Пирамида и волчок»: в чем ее суть и может ли она улучшить ситуацию на предприятиях РФ?

О.В.: Модель антиномии «Пирамида и волчок» родилась из мотивационного желания самому понять и уметь просто объяснить, в чем отличие таких вроде бы схожих понятий, как «управление» и «менеджмент». Для образного представления любой системы я выбрал самые известные детские игрушки — пирамидку и волчок. Пирамида — как образ смерти, воплощенный в статичности гор или усыпальниц фараонов.

Пирамида иерархии административного управления описана чуть ли не в каждом учебнике по менеджменту (читай — «управлению»), в котором приводятся объяснения позиции Г. Форда с его жутким отношением к менеджерам и работникам, у которых, кроме двух так нужных рук, зачем-то есть еще и голова. Голова должна быть в организации только у одного чело века, и его зовут… Вы знаете, как его зовут.

Волчок же прямо противоположен пирамиде: во-первых, он опирается на острие, а не на основание, во-вторых, он актив но крутится, чтобы оставаться в вертикальном положении. Хочешь жить — умей вертеться. В моей модели волчок — это образ по-настоящему рыночной организации с эффективным менеджментом по типу компании Toyota, где руководство осуществляется по принципу «снизу вверх». Начинает движение лидер, и все «тело» волчка (сотрудники организации) вращается «с частотой лидера» и в том направлении, которое он определил. Музыкальный волчок издает звуки (продукт), которые достигают потребителя. И тот может управлять волчком (компанией) при помощи специального механизма подкрутки: ускорять движение, менять силу и тембр (модели и количество товара) или даже переносить «тело» волчка на новое поле рынка.

А теперь о статистике. Мой личный опыт заставляет с огорчением констатировать, что за 20 лет нашей «демократии» на большинстве крупных и средних предприятий не были хорошо изучены и повсеместно приняты основы рыночной экономики. Как была пирамида управления административно-командного типа, так она в большинстве своем и осталась. Просто названия партий и имена директоров поменялись, а принципы их приказных действий остались практически неизменными. Только если раньше сокращение кадров называлось увольнением, то теперь это «оптимизация».

А.К.: Человеку очень трудно перестроить свое мышление даже в 30 и 40 лет, поэтому можно ли сказать, что качество жизни начинается с качества образования?

О.В.: На деловом завтраке Сбербанка, организованном 21 июня 2013 г. в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, президент ОАО «Сбербанк» Г. Греф поставил высокие стратегические цели для необходимой реформы образования. Тематика встречи была сформулирована весьма провокационно: «Инвестиции в человеческий капитал: после семи уже поздно?» Он же сообщил как признанный учеными факт, что 80% всех жизненных компетенций человек может и должен получить до семи–восьми лет, т. е. в дошкольном возрасте. В школе он приобретает лишь 10% нужных компетенций, еще 5% — в вузах, и на обучение «за всю оставшуюся жизнь» остается еще 5% компетенций.

А.К.: Какие инновационные методы применяются в вашем институте?

О.В.: Все наши студенты начиная с младших курсов (второй-третий) проходят обучение как в аудиториях вуза (четыре недели), так и в организациях/на предприятиях, где открыты наши базовые кафедры (уже 18) по специальностям.

В среднем это три-четыре предприятия на каждое направление подготовки. Базовую кафедру возглавляет либо лично руководитель компании, либо его первый заместитель. Практическое обучение бесплатно для всех трех сторон (студент, вуз, предприятие). По каждой специальности определена программа практико-ориентированного обучения, включающая выполнение лабораторных и курсовых работ, преддипломную практику и дипломный проект. Поэтому уже на четвертом-пятом курсах большинство наших студентов (от 60 до 100%) обеспечены работой.

Вуз идет навстречу пожеланиям руководства предприятий, готового трудоустроить на неполный или даже полный рабочий день наших студентов дневной формы обучения. В этом мы видим всеобщую выгоду практико-ориентированного обучения. Более того, на старших курсах наши студенты имеют возможность получить платное (доступное) дополнительное образование на курсах дополнительного профессионального образования, не заложенных в стандарте высшего профессионального образования, но востребованных в современных условиях производства и региональной экономики.

В вузе действует и постоянно совершенствуется слаженная система содействия творческому росту и успехам наших студентов. Работа приемной комиссии построена так, что у каждого абитуриента мы запрашиваем его портфолио прошлых (школьных) достижений. И первокурсникам, у которых много грамот и дипломов, в деканатах уделяется очень пристальное внимание. По собственному опыту скажу, что студенчество — это пора становления не только профессиональной, но и творческой идентичности личности. Именно в эти годы возникает настоящая дружба, формируются и укрепляются партнерские отношения на всю жизнь, создаются молодые семьи.

И все это в зоне пристального внимания старших товарищей: руководства вуза, профессоров и преподавателей. Именно поэтому у студентов нашего не самого большого вуза в республике самые весомые достижения во всех направлениях: учебе, науке, спорте, художественном творчестве, волонтерстве. Мы уверенно занимаем призовые места на мероприятиях не только республиканского значения, но и российского и международного. За последние пять лет участие и победы наших студентов в различных всероссийских конкурсах гуманитарно-экономической направленности (Олимпиада народного хозяйства и другие конкурсы МСЭФ1), социальной сферы («Моя страна — моя Россия»), инженерно-технического направления (УМНИК, СТАРТ и др.) определили лидирующее положение Чебоксарского политехнического института не только в Чувашии, но и среди вузов Приволжского федерального округа. В октябре 2013 г. наши студенты совместно с преподавателями вуза стали обладателями пяти патентов, а за пять лет ими получено более 30 патентов и свидетельств на программные продукты для ЭВМ. Кроме того, на нашем счету победы на фестивале «Студенческая весна» и в КВН.

А.К.: Как построен процесс обмена опытом в ваших образовательных проектах в сфере дополнительного образования?

О.В.: У нашего вуза широкие партнерские отношения не только с предприятиями и образовательными учреждениями Чувашской Республики, но и с организациями, являющимися лидерами в своей сфере деятельности. Другими словами, мы активно используем принципы бенчмаркинга, изучая и адаптируя для себя лучшие приемы, методики и технологии. При этом наши наиболее активные преподаватели и ученые постоянно ищут и находят новые действенные инструменты не только в России, но и за рубежом. Одна из последних международных встреч произошла 1 ноября 2013 г., когда состоялось знакомство с Б. Ричие, президентом Tempus Institute, США, консультантом-практиком в области QRM2 — высокотехнологичного инструмента в сфере эффективного менеджмента.

А.К.: Оправданно ли привлечение ведущих специалистов-практиков в качестве преподавателей в сфере дополнительного образования?

О.В.: Конечно оправданно! Более того, в нашем институте это основной принцип формирования учебной программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации (ДПО и ПК). Наши заказчики — руководители средних и малых предприятий — очень чутко реагируют на практическую ориентированность наших программ. Приобретение сотрудниками компаний новых востребованных компетенций является сегодня уже экономической составляющей эффективности в условиях глобального рынка.

Именно поэтому среди преподавателей и консультантов ДПО и ПК большинство (от 50 до 80%) составляют сотрудники эффективных, конкурентоспособных предприятий.

А.К.: Ваш инновационный подход к развитию творческих способностей детей вызывает большой интерес в регионах РФ. В чем суть этого подхода?

О.В.: Наш проект называется «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в дошкольном образовательном учреждении и школе». В настоящее время он уже выходит за границы республиканского эксперимента, так как с сентября 2013 г. решением экспертного совета Агентства стратегических инициатив проект был признан лидерским, одобрен и были определены мероприятия по его поддержке. Миссия проекта звучит просто и понятно: «Мы хотим помочь родителям быть счастливыми, потому что их дети здоровые и талантливые». Инновационная образовательная технология опирается не на сложные педагогические методики, освоенные лишь отдельными педагогами (и то после специального обучения и аттестации), а на доступные для каждого воспитателя (учителя) и родителя, не имеющего не только педагогического, но и даже профессионального образования.

Основной принцип качественного менеджмента — «Ориентация на потребителя» — является краеугольным в нашей образовательной технологии. Он реализуется в максимальной степени, потому что все участники придерживаются главной парадигмы нашего проекта: «Каждый интеллектуально здоровый ребенок потенциально одарен и может стать Леонардо или Микеланджело в своем деле». Поиск задатков и развитие одаренных детей — архиважный вопрос и для родителей, и для педагогов. Настоящий педагог видит уникальные задатки каждого ребенка, но, к сожалению, почти никто из педагогов специально не фиксирует их. А не записал — значит забыл.

Решить этот вопрос мы предлагаем с помощью использования авторской карты диагностики и развития ребенка. Наша карта — это необходимый инструмент управления в процессе повседневного внимательного наблюдения педагога и родителя для достижения эффективных результатов в процессе раннего индивидуального развития ребенка. Ведь и индивидуальная медицинская карта не является для врача специальной методикой или технологией лечения пациента, а важным помощником в этом. Еще один инновационный инструмент, наше «ноу хау», — база данных выдающихся педагогов, чьи ученики завоевали призовые места на всероссийских и международных конкурсах, чем доказали эффективность применяемой методики развития творческих способностей.

А.К.: Каковы результаты и отзывы (в первую очередь родителей)?

О.В.: Десятки и даже сотни заведующих дошкольными образовательными учреждениями и директоров школ, с которыми я встречался во время визитов в каждый малый город и сельский районный центр Чувашии, быстро понимали и осознанно принимали цели и задачи нашего проекта. Поэтому всего за полгода число участников проекта (на основании приказов начальников отделов образования муниципалитетов) выросло с 12 образовательных учреждений до 220! Сегодня в проекте с разной степенью участия задействован каждый пятый детский садик и каждая пятая школа. Такая вот статистика.

Конечно, самым главным результатом являются показатели детей и мнение родителей о неожиданной успешности их детишек. На различных встречах, организованных как в рамках мониторинга промежуточных результатов проекта, так и в ходе специальных встреч с журналистами печатных, ТВ и радиоизданий, приятно слышать от родителей детей, участвующих в проекте, слова одобрения в адрес воспитателей, которые знают о задатках ребенка больше, чем сами родители. Родители честно признаются, что никогда не верили, что у них, простых людей, без всяких талантов и особых способностей, действительно такие одаренные детишки. Умные и творческие педагоги показывают родителям независимую оценку достижений детей через их победы и призовые места на конкурсах, фестивалях и в состязаниях различного уровня: от муниципального до международного. Они также дают направление на специальное индивидуальное обучение детей у лучших преподавателей в учреждениях дополнительного образования.

А.К.: Я верю в успех вашей программы не только в одном-пяти регионах, но и в РФ в целом, однако, тем не менее, как вы считаете, должна ли инициатива по поддержке проектов исходить и от чиновников?

О.В.: К вопросу об инициативе чиновников. В моей биографии есть такой факт: с марта 1994 г. по сентябрь 2003 г. я был начальником управления профессионального образования Министерства образования Чувашии. Надо сказать, что в начальный период моей работы отбор и прием на службу специалистов был очень жестким, и главным условием для претендента должен был быть большой практический опыт, положительные результаты работы и высокие личные качества. Не каждый опытный специалист проходил несколько ступеней отбора и проверок, поэтому и работали они по 15–25 лет, а то и по 30 лет.

Суть наших обязанностей заключалась в практической помощи на местах через консультации и запуск инновационных проектов. Сейчас же все изменилось — сотрудники аппарата министерств работают в основном с документами.

За рубежом ситуация другая. В январе 2002 г. в рамках проекта «Реформа образования» мы выезжали в Шотландию, где, между прочим, в тот период было два министерства образования: школьно-дошкольного и профессионального. И меня лично там поразило то, что каждый специалист министерства курирует по всей стране ОДИН конкретный проект. Другими словами, государственный проект не пущен на самотек, а находится в зоне внимания конкретного чиновника, который отвечает за все по данному проекту. А в нашей стране «спасение утопающего — дело рук самого утопающего».

А если говорить о возможной востребованности нашего проекта в других регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья, то мы исходим из принципа, что все дети имеют право на развитие своих способностей, поэтому мы готовы к сотрудничеству. Более того, в августе 2012 г. наш проект был представлен в Гонконге на Южноазиатском форуме по качеству и вызвал большой интерес, правда, среди участников было мало специалистов в области раннего развития детей. В июне 2013 г. молодые сотрудники нашей команды представляли в г. Судак (Украина) проект в рамках форума «Созвездие качества» и были удостоены права войти в состав глобального проекта «Эстафета качества».

А.К.: Я уверен, что в нашей стране живут самые талантливые люди и рано или поздно (лучше рано) по качеству жизни мы обгоним ведущие страны. Первый шаг на этом трудном пути — улучшение качества образования, а именно дополнительного, высшего, среднего и начального. Без этого невозможно запустить цепную реакцию качества. Олег Гаврилович, спасибо за интервью и постоянное участие в «круглых столах» на страницах журнала «ММК». От редакции журнала и наших читателей желаю успехов вам и вашим коллегам, чтобы ваш опыт был максимально востребован в регионах РФ и не пришел к нам, как это часто бывает, через 10–15 лет как лучший «японский» или «европейский» опыт.

О.В.: Спасибо, будем работать и надеяться, что все-таки и в нашей стране есть собственные Платоны и быстрые разумом Невтоны. Желаю вам и всем друзьям, коллегам и читателям журнала «ММК»: живите долго, светите ярко и пойте СВОЮ песню громко!
1 МСЭФ — Молодежный союз экономистов и финансистов. — Прим. ред.

2 QRM (Quick Response Method) — метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной и оптовой торговли через распределительные центры. Метод предполагает тесное взаимодействие между торговым предприятием, поставщиками, оптимизацию запасов торговли, обеспечивающей немедленное удовлетворение заявок покупателей. — Прим. ред.

Источник:  Журнал «Методы менеджмента качества»

Журналы о качестве

Журналы РИА «Стандарты и качество»

ВОК приглашает

EOQ Congress 2017

ВДК 2014: Фотоальбом

ВДК - 2014. Ульяновск

Рассылки

Подпишитесь на бесплатную
электронную газету Quality News

* Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:

Email *

Темы