Техническое регулирование в Таможенном союзе: Применение национального опыта

Авторы

Опубликовано в 2013 г.

Скачать PDF

Стало уже традицией проводить научно-практические конференции по вопросам технического регулирования в Таможенном союзе (ТС). Одна из таких конференций прошла в Минске в конце июня.

Одна из таких конференций прошла в Минске в конце июня. В ней принимали участие представители Украины, Казахстана, ряда стран Восточной Европы. Организатором конференции был Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС), директором которого перед самой конференцией назначена И.И. Осмола.

Почетными гостями были члены Коллегии (министры) Евразийской экономической комиссии В.Н. Корешков и
С.С. Сидорский

Деловой тон конференции задал доклад председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В.В. Назаренко С целью приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие нормативно-правовой базе ТС проводятся работы по пересмотру законов «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

В настоящее время уже принят 31 ТР ТС, осуществляется разработка еще 21 ТРТС.

Решением Правительства Республики Беларусь определены органы государственного управления, ответственные за разработку ТР ТС, закрепленных за Белоруссией, и участие в международных переговорах по проектам ТР ТС, разрабатываемым Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

С целью предупреждения создания технических барьеров во взаимной торговле отменены национальные ТР на продукцию, в отношении которой приняты ТР ТС. Пока еще действуют 6 ТР Республики Беларусь.

В настоящее время основные усилия сконцентрированы на выполнении мероприятий, необходимых для реализации ТР ТС. Особое место занимают работы по созданию необходимой инфраструктуры, в частности по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Очень важным является вовлечение в проведение данных работ всех заинтересованных организаций. в том числе органов государственного управления.

Созданный в республике в 2010 г Белорусский государственный центр аккредитации осуществляет целенаправленную работу по сотрудничеству с международными и региональными организациями по аккредитации, а также с органами по аккредитации других стран (в том числе ТС).

В целях защиты потребителя от опасной и контрафактной продукции, налаживания добросовестной конкуренции, повышения конкурентоспособности продукции необходимо создать эффективную систему надзора за рынком на национальном уровне и в ЕЭП.

Практика применения промышленностью первых единых ТР ТС выявила проблемы, требующие оперативного совместного решения государственных органов, промышленности и ЕЭК.

Необходимо реформирование межгосударственной системы стандартизации на уровне СНГ, в том числе совершенствование процессов планирования, финансирования, информационного обеспечения разработки межгосударственных стандартов. Требуется активизация работы межгосударственных технических комитетов по стандартизации.

Промышленному комплексу Белоруссии предстоит ориентироваться на переход к прогрессивным международным стандартам, активно участвовать в работе международных и европейских технических комитетов по стандартизации.

В связи с тем, что практически невозможно и нецелесообразно принять законодательство для каждого вида продукции, которая выпускается или может быть разработана, белорусская сторона выступила с предложением разработки законодательства по общей безопасности продукции, главной целью которого является обеспечение гарантии того, что вся продукция, размещенная на рынке, безопасна, независимо от того, установлены к ней обязательные требования или нет.

В условиях создания ЕЭП требуется повышение конкурентоспособности отечественных предприятий. Решение этой задачи в значительной степени зависит от повышения эффективности управления организаций.

Реализация требований ТР ТС в условиях ЕЭП предусматривает наличие у изготовителей условий, обеспечивающих стабильный выпуск продукции, соответствующей установленным требованиям. Указанное достигается путем внедрения эффективных систем менеджмента, применения международных стандартов на основе методик эффективного управления и лучших практик.

Темы, затронутые председателем Белстандарта, развили в своих докладах и выступлениях его заместители В.П. Гуревич и С.А. Ивлев. Первый из них осветил проблемы внедрения принятых ТР ТС по машиностроительной и электротехнической продукции, второй остановился на вопросах развития национальной эталонной базы, наращивания технического и кадрового потенциала, повышения уровня метрологических служб на предприятиях, в первую очередь имеющих большой парк испытательно-измерительного оборудования.

Как всегда содержательно выступил В.Н. Корешков. Он подчеркнул, что практика внедрения ТР ТС показала необходимость модернизации производства и испытательной базы, совершенствования управленческой и маркетинговой политики бизнеса. Многие могут сказать, что это требует значительных затрат. На самом деле — это инвестиции в повышение конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения плавного перехода на единые требования решениями о введении их в действие установлены переходные периоды, в течение которых продолжают действовать ранее утвержденные документы об оценке соответствия, товары поставляются с ранее нанесенной маркировкой. Суммарный срок переходных периодов варьируется от полутора лет и более.

Для реализации требований ТР ТС необходимо обновление существующей базы стандартов. В ТС используются межгосударственные стандарты (ГОСТ). Программы по разработке этих стандартов для 16 ТР ТС содержат 1186 ГОСТ по машиностроению, упаковке, игрушкам, продукции легкой промышленности, бензинам, автомобильным дорогам и другой продукции. Именно разработка единых ГОСТ на основе наилучших международных и европейских требований, с опережающими показателями, является целевым направлением для межгосударственной стандартизации.

Преимущественный переход к декларированию соответствия продукции единым требованиям непосредственно участникам рынка вместо проведения сертификации третьей стороной способствует смещению акцентов ответственности за безопасность и качество продукции в сторону изготовителей и импортеров.

Все актуальнее становится вопрос гармонизации национальных законодательств в части установления единых принципов надзора за выполнением единых требований, эквивалентных мер ответственности за нарушения в сфере технического регулирования. Необходима разработка проекта международного соглашения об общей безопасности продукции.

Установление единых обязательных требований и совершенствование связанных с их применением инструментов стандартизации, аккредитации, обеспечения единства измерений и процедур контроля позволят сформировать общее правовое поле в сфере обеспечения безопасности продукции, устранить технические барьеры в торговле, упростить работу промышленности и бизнеса, расширить международное сотрудничество государств-участников ТС.

Первый заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н. Лоцманов рассказал участникам конференции о тесном сотрудничестве Комитета РСПП с целым рядом министерств и ведомств России.

Особое место занимает взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Над созданием ТР ТС (а ранее — ТР России) в различных рабочих группах при Минпромторге, а также Росстандарте работало более 60 экспертов РСПП.

Сегодня на повестке дня — активное и, главное, результативное участие в законотворческой деятельности — согласовании закона «О стандартизации», ТР ТС, доработка и принятие закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Очень важная задача — мониторинг применения уже утвержденных ТР ТС, консультирование предприятий по их практическому использованию. Будет продолжена работа в сфере международной стандартизации.

Сегодня все более очевидной становится необходимость увеличения доли продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, на основе подходов, принятых в странах ЕС, а также усиления борьбы с производителями и поставщиками контрафактной и фальсифицированной продукции, повышения ответственности за выдачу поддельных сертификатов. Представителям промышленности необходимо сформировать свою позицию, выработать конкретные предложения, направленные на решение этой проблемы.

Конференция проходила в преддверии вступления в силу с 1 июля 2013 г. 7 ТР ТС в сфере пищевой продукции, поэтому основные дискуссии на пленарных заседаниях и в работе тематических секций касались состояния и порядка разработки и утверждения перечней стандартов.

Заместитель директора БелГИСС А.Г. Лескова считает, что процесс формирования перечней стандартов не так прост, как может показаться на первый взгляд. На данном этапе перечни стандартов готовят на основе имеющихся ГОСТ, зачастую устаревших, и национальных стандартов — без проведения детального углубленного анализа того, как они реализуют требования ТР ТС. При формировании перечней каждая страна инициирует включение в них своих стандартов, и требование о необходимости выбора на основе согласия сторон одного из национальных стандартов, наиболее соответствующего целям ТР ТС, не выполняется. Также сложилась ситуация, когда ГОСТ, включенные в перечни, оказались не введенными в действие на территории государств-членов ТС. Значительное число ГОСТ, принятых в последние годы, оказались неизданными, что не позволило ввести их в действие на территории одной или нескольких сторон.

В сложившейся ситуации даже очередная актуализация утвержденных перечней стандартов не позволяет на данном этапе оперативно решить накопившиеся задачи.

Оперативное решение данных проблем возможно путем внесения изменений в Положение о порядке разработки и утверждения перечней стандартов.

А.Г. Лескова затронула еще один вопрос: из-за отсутствия ГОСТ на методы испытаний предусмотрена возможность до их разработки применять различные ведомственные методики государств-членов ТС, включенные в перечень стандартов на методы испытаний. Разработка стандартов на методы испытаний для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС является сегодня приоритетной задачей. Разработка таких стандартов повлечет необходимость технического перевооружения испытательных лабораторий для перехода на международно признанные методы испытаний.

В связи с тем, что все принятые ТР ТС на пищевую продукцию и перечни стандартов к ним не проходили метрологическую экспертизу, они были включены в перечни устаревших стандартов и отраслевых методик, которые не позволяют решать поставленные в ТР ТС задачи. Из принятых ТР ТС на пищевую продукцию актуализирован лишь Перечень стандартов к ТР ТС на соковую продукцию из фруктов и овощей.

Важный вопрос о методологической основе выполнения требований ТР ТС в области безопасности пищевой продукции был освещен в выступлении И.Н. Примаковой — начальника отдела БелГИСС, которая доказала, что принципы ХАССП1 содействуют успешному его решению.

Результативная реализация принципов ХАССП невозможна без выполнения требований надлежащих производственных и гигиенических практик, в том числе требований к сырью, производственным помещениям, оборудованию, процессам утилизации пищевой продукции, гигиене персонала и т.д.

Опыт показал, что основными проблемами, препятствующими результативному функционированию систем ХАССП, являются недостаточная заинтересованность и ответственность со стороны высшего руководства, недостаточный уровень компетентности персонала, в том числе группы ХАССП, недостаточное выделение ресурсов для поддержания производственной среды и повышения результативности и совершенствования систем ХАССП.

Острые проблемы практического внедрения ТР ТС в области машиностроения и электротехники были обсуждены на одноименной секции. Их содержание изложено в статье П.В. Филиппова. Среди других участников в работе секции отмечу выступление Л.Г. Черной из ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» «Техническое регулирование электрооборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах».

На заключительном заседании автору статьи предоставили возможность озвучить одну проблему, которая осталась в тени: необходимость обучения специалистов, участвующих в реализации ТР ТС, новым вопросам их применения на практике.

В завершение президиум конференции заверил, что все замечания и предложения будут обобщены и представлены в виде рекомендаций.


1. Hasard Analysis and Critical Control Point — анализ рисков и критические контрольные точки

Источник:  Журнал «Стандарты и качество»

Журналы о качестве

Журналы РИА «Стандарты и качество»

ВОК приглашает

EOQ Congress 2017

ВДК 2014: Фотоальбом

ВДК - 2014. Ульяновск

Рассылки

Подпишитесь на бесплатную
электронную газету Quality News

* Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:

Email *

Темы