Лень подбирать ключи

Авторы

Опубликовано в 2013 г.

Скачать PDF

Спецпроект «20 ключей» совместно с ООО «Деловое совершенство»
Встаньте утром в час пику выхода из любой станции метро ближе к центру города или какому-нибудь крупному предприятию. Вглядитесь в бредущих вам навстречу людей. На лицах 99% из ста вы прочтете, что они идут на работу не с радостью, а «отбывать трудовую повинность».

То же можно сказать и о компаниях в целом. Работают, чтобы выжить. Не стремятся быть лучшими. Конкуренция? А зачем? Покупают их продукцию, и ладно. Разумеется, из железных правил бывают золотые исключения. Но их немного.

Как преломить сложившуюся ситуацию? Одним из ответов на этот вопрос стал состоявшийся в ТПП РФ семинар «20 ключей — Программа непрерывного совершенствования». Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции Геннадий Воронин начал с проблем качества, которые еще больше обнажились, когда Россия вступила в ВТО. Стало очевидным, что если не принять меры, то под натиском зарубежных товаров наши капитулируют без сопротивления.

«Руководители предприятий часто сетуют, что не знают, как мотивировать сотрудников, — сказал Геннадий Воронин, — а зачем здесь искать липшие слова? Твоя компания должна быть первой на рынке, международном или внутреннем, — вот и вся мотивация! А для нас главная мотивация — деньги. Вот разве не мотивация бесплатный семинар, на котором тебе по полочкам разложат, как улучшить эффективность производства?».

Созданная японским профессором Ивао Кобаяси «Практическая Программа Революционных Преобразований на Предприятии (ППРПП).20 ключей» объединила все существующие методики, позволяющие повысить производительность и качество, в единую интегрированную систему, рассказал собравшимся вице-президент Клуба бенчмаркинга «Деловое совершенство», директор программы «20 ключей» в России Юрий Самойлов. Программа «20 ключей» призвана помочь компаниям значительно повысить эффективность своей работы. Это очень простая и прозрачная методика, которая с успехом может применяться в любой сфере деятельности.

Ее главная цель — выявление, а затем избавление от всех видов деятельности, не добавляющих продукции ценности, т. е. избавление от потерь.

Почему именно 20 ключей? Вся деятельность компании разделяется на двадцать областей, которые имеют важнейшее значение для повышения конкурентоспособности и рентабельности. Затем каждая оценивается по пятибалльной системе, и таким образом выявляются слабые места, которые компания последовательно ликвидирует. А основная особенность «20 ключей» в том, что усовершенствование в одной из сфер деятельности автоматически приводит к усовершенствованию и в другой, тем самым вызывая синергетический эффект.

Центральное место в философии Программы занимает создание рабочего места, побуждающего сотрудника к действию. Программу «20 Ключей» отличают от других методик совершенствования четыре фундаментальных принципа. Первый — устранение непроизводительных затрат во всех формах их проявления. «Устраняя лишнее, — считает Юрий Самойлов, — мы тем самым берем на вооружение практику превентивных мер вместо примитивного стремления не отстать от других». Второй — создание благоприятных условий для самостоятельной работы по усовершенствованию. Третий — постоянный бенчмаркинг, т.е. «измерение» ний. И четвертый — вовлечение всех работников в процесс улучшений. Всех — это от уборщицы тети Маши до генерального директора. Другими словами, требуется создать команду в лучшем понимании этого слова.

И это, наверное, самое проблематичное. По словам Юрия Самойлова, нынешние руководители не хотят развивать своих сотрудников. А без этого толку не будет, даже если внедрить сто программ по улучшению. Да и Ивао Кобаяси в свое время говорил: «Самое сложное — донести необходимую часть великого замысла до каждого исполнителя».

Девяносто процентов проблем на современном предприятии, считает Юрий Самойлов, возникает из-за плохого морального климата в коллективе. Действительно, если предприятие крупное, большинство рабочих знают своего генерального директора разве что по фотографии на официальном сайте. Топ-менеджеры редко спускаются в производственные цеха, а рабочих вообще никогда не увидишь в административном здании. Говорят они на разных языках. И в деятельности своей имеют разные цели и желания. Администрация хочет, чтобы люди больше трудились, а платить им желательно меньше. Работники хотят того же, но с точностью до наоборот.

«Самое сложное в этом плане звено — менеджмент среднего уровня, — считает ведущий эксперт клуба «Деловое совершенство» по Программе «20 ключей» Кирилл Орлов, — простые рабочие всегда хотят каких-то улучшений в своей работе. Руководство предприятий — тоже (хотя стремления, как мы уже говорили, несколько разнятся). А среднее звено все устраивает: работа непыльная, зарплата хорошая. Зачем что-то в этом устоявшемся процессе менять?».

Поэтому главное для предприятия — наладить благоприятный климат в коллективе. «Сейчас в бизнесе на первый план выходит морально-нравственный аспект. На всех последних международных конгрессах и конференциях по качеству все больше и больше говорят не о прикладных инструментах, не о концепциях, а о человеке. Конечно, Программа «20 ключей» — это чисто прикладная вещь, но она никогда не заработает, если не включить в нее людей», — сообщил Кирилл Орлов. То есть простой работник обязательно должен видеть улучшения и понимать, что происходят они, в том числе, и ради него.

С чего же предлагает начать Ивао Кобаяси реализацию программы непрерывного совершенствования? Итак, ключ номер 1 — это упорядочение. Если проще: поддержание чистоты в помещении и порядка на рабочем месте. То есть в помещениях отсутствуют ненужные предметы, четко распределены зоны ответственности (включая проходы) между рабочими местами, все полки и папки имеют свою нумерацию, предметы, которыми пользуются сотрудники, имеют свое место и расположены рационально, на столе находится только тот документ, с которым работает сотрудник (если он на бумажном носителе), любой документ можно найти не более чем за одну минуту, или же за шесть «кликов», внедрены самые современные IT-технологии управления информационными потоками и при работе с документацией, все действия сотрудников на рабочем месте обеспечивают создание добавленной стоимости. В каждом этом действии, как видите, нет ничего сложного. Но нет и ненужного! Казалось бы, какая польза делу от того, где у тебя лежит карандаш? Но если сотрудник ищет его полчаса — это нерациональное использование рабочего времени. А раскладывание «косынки» на рабочем компьютере вряд ли увеличит бюджет предприятия.

По замыслу автора, развитие Программы в компании занимает пять лет. Но многие зарубежные фирмы работают по ней по двадцать лет, потому что процесс постоянного улучшения «затягивает», и все более актуальной становится фраза «нет предела совершенству». В России, правда, больше любят другое выражение: лучшее — враг хорошего.

Итак, с помощью «20 ключей» за восемь лет японская компания Seiko Morioka утроила производительность труда и на 90% снизила количество брака. У Sanyo Electric аналогичные показатели составили 200 и 76%. У Nichiro — 72 и 82%. У Konica — 250 и 90%. У Seiko Singapore — 300 и 90%... Это,конечно, наиболее весомые результаты. «Учитывая наше болезненное желание все внедрять, причем в большинстве случаев формально, — сказал Юрий Самойлов, — я как раз не призываю предприятия сразу же приступить к работе по Программе «20 ключей». Надо просто начать решать свои проблемы. «20 ключей» — это «дорожная карта» для создания собственной программы повышения эффективности, путеводитель для бизнеса».

Более 700 компаний из разных отраслей в 34 странах мира ведут работу по этой программе — Mitsubishi Electric, Siemens Transportation Systems, Suzuki, Old Mutual, De Birs, Parmalat, Cadbury, Gillette и многие другие.

В России обучение по Программе прошли более ста предприятий, а через приобретение лицензии приступили к совершенствованию пока только три из них. Остальные, видимо, предпочитают руководствоваться высказыванием отца теории управления качеством Эдвардса Деминга: «Вы можете не изменяться. Выживание не является вашей обязанностью».

Источник:  Журнал «Business Excellence»

Журналы о качестве

Журналы РИА «Стандарты и качество»

ВОК приглашает

EOQ Congress 2017

ВДК 2014: Фотоальбом

ВДК - 2014. Ульяновск

Рассылки

Подпишитесь на бесплатную
электронную газету Quality News

* Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:

Email *

Темы